184367 Мурманская область, п.г.т.Кильдинстрой, ул.Советская, д.4
Версия для слабовидящих
История ГО

Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В современных условиях гражданская оборона является одним из важных элементов национальной безопасности России, обеспечения выживаемости государства в военное время.

Международным гуманитарным правом (Женевские конвекции защиты жертв войны 1949 г.) гражданская оборона определяется как выполнение гуманитарных задач, направленных на защиту гражданского населения и помощь ему в устранении последствий военных действий или стихийных бедствий, создание условий для его выживания.

В Российской Федерации правовые и организационные основы гражданской обороны регламентируются Федеральным законом «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ.

Гражданская оборона как комплекс мер по защите населения возникла в России и других странах в связи с ростом боевых возможностей авиации. В нашей стране се зарождение относится к периоду гражданской войны, когда в воззвании Комитета революционной обороны «К населению Петрограда и его окрестностей» (март 1918 г.) были определены правила поведения населения в условиях воздушного нападения. В дальнейшем в оборонной политике государства проявлялась тенденция к объединению всех мероприятий по противовоздушной и противохимической обороне в единую государственную систему. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 4 октября 1932 года «О противовоздушной обороне СССР» закрепило это объединение.

 В результате была создана местная противовоздушная оборона страны. МПВО организовывала и проводила комплекс организационно-технических мероприятий по защите населения в зоне досягаемости авиации вероятного противника.

В ходе Великой Отечественной войны бойцы подразделений и частей МПВО, личный состав невоенизированных формирований, комплектуемых из населения, оказывали медицинскую помощь пострадавшим, ликвидировали пожары и возгорания. восстанавливали коммуникации, линии связи, разбирали завалы, обезвреживали не взорвавшиеся авиабомбы.

В 1956 году в связи с угрозой применения ядерного оружия были изменены состав и организационная структура МПВО, уточнены задачи. Она стала организовываться и проводиться на территории всей страны. В 1961 году МПВО преобразуется в Гражданскую оборону СССР, которая становится составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий. Был принят территориально-производственный принцип ее построения, введена должность начальника Гражданской обороны СССР.

В настоящее время руководство Гражданской обороной возложено на руководителей органов местного самоуправления, а в организациях на их руководителей. А руководители исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения (ст. 11 Федерального закона от 12.02.1998г. № 28-ФЗ).

За время своего существования гражданская оборона прошла несколько этапов своего развития. В ходе первого этапа (1961-1972 гг.) за основу зашиты населения при возможном массированном ядерном нападении противника, когда ожидалось несколько тысяч ядерных ударов по всем крупнейшим городам и важнейшим объектам, была принята идея о проведении массовой эвакуации населения из городов - вероятных целей нападения — в загородную зону.

Для обеспечения зашиты персонала, который оставался работать на предприятиях, строились убежища. Кроме того, шла активная подготовка к проведению крупномасштабных спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в многочисленных очагах поражения. Для этого совершенствовались войска гражданской обороны, создавались массовые невоенизированные спасательные формирования.

На втором этапе (1972-1992 гг.) появились новые аспекты в ведении гражданской обороны. Главный упор был сделан на быстрейшее накопление фонда защитных сооружений. В это время ежегодно в стране в среднем вводилось убежищ вместимостью на 1 млн. человек, противорадиационных укрытий на 3—4 млн. человек. Активно шло приспособление под защитные сооружения метрополитенов и горных выработок.

Особую актуальность приобрела проблема обеспечения устойчивого функционирования экономики страны в военное время, решение которой 6ыло также возложено на гражданскую оборону. С 1992 года начался третий этап развития гражданской обороны. Чем характерен этот период?

 Во-первых, Чернобыльская катастрофа и землетрясение в Армении, принесшие огромные человеческие жертвы и материальный ущерб, исчисляемый миллиардами долларов, заставили по-новому взглянуть на реальную готовность государства к предупреждению и ликвидации катастроф, происходящих в мирное время, и соответственно на роль и место при этом гражданской обороны.

Во-вторых, за эти годы существенно изменилась военно-политическая обстановка в мире - значительно снизилась реальная возможность возникновения новой мировой войны, что объективно несколько ослабило внимание к мероприятиям гражданской обороны.

 В-третьих, изменились характер и средства вооруженной борьбы. Проблематичной стала угроза реального применения ядерного и других видов оружия массового поражения. В этот период основные усилия руководства страны направляются прежде всего на сохранение существующей системы гражданской обороны и ее материально-технической базы в условиях возникших экономических трудностей в стране, на определенное совершенствование организации, сил и средств гражданской обороны, обеспечение возможности её участия в решении задач мирного времени. Гражданская оборона выводится из структуры Минобороны России и объединяется с ГКЧС России. Органы ее управления и войска гражданской обороны нацеливаются на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, планируется преобразование войск гражданской обороны в государственную спасательную службу, и реорганизуются формирования гражданской обороны.

 В-четвертых, после распада СССР в условиях коренного реформирования общества изменилось геополитическое положение и социально-экономическая обстановка в России. Государство встало на демократический путь развития. Экономическое положение России резко ухудшилось, что не могло не сказаться на выполнении мероприятий гражданской обороны и потребовало уделить поддержанию ее на должном уровне и дальнейшему совершенствованию самое пристальное внимание.

Основными принципами организации современной гражданской обороны являются: территориально-производственный принцип ее построения: соответствие структуры гражданской обороны государственному устройству страны и решаемым задачам: максимально полное соответствие организации гражданской обороны требованиям как мирного, так и военного времени.

Дата создания: 09-12-2021
Дата последнего изменения: 09-12-2021
Официальный сайт органов местного самоуправления Муниципальное образование городское поселение Кильдинстрой
Адрес: 184367, Мурманская область, Кольский р-н, пгт. Кильдинстрой, ул. Советская, д. 4
Телефон: 8-(8152)-56-66-69

Сетевое издание «Городское поселение Кильдинстрой» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 29 декабря 2022 г.
Эл № ФС77-84536

Учредитель: Администрация городского поселения Кильдинстрой Кольского района Мурманской области
(ОГРН 1065105014424)

Главный редактор:
Мироненкова Е.А.
Адрес электронной почты редакции:
sovet@mokildin.ru

Телефон редакции:
8-(8152)-56-66-69

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
l>